Исследовательская деятельность: военно-историческая тематика.
(для публикации в сборнике)
Бавыкина Л.В. учитель истории и обществознания МКОУ Красноярская СОШ, Волгоградская область, Чернышковский район.
Мы знаем, что воспитание достойного гражданина страны является основой составляющей в работе школы. Невозможно переоценить роль, исследовательской деятельности, которые позволяют воспитывать не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах боевой и трудовой славы своей малой родины. История Великой Отечественной войны дает нам уникальную возможность для воспитания подрастающего поколения, для развития нравственного начала в душах ребят. Она позволяет каждому подростку лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь это - биография их прадедов, воспоминания о фронтовых дорогах, сражениях, о героизме тружеников тыла. Память о войне трепетно хранится в семьях — треугольники фронтовых писем, фотографии, боевые награды есть почти в каждом доме.
Воспитание молодежи на ратных традициях своего народа духовно обогащает, содействует углублению общего образования, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений и исследований. Наша волгоградская земля богата боевыми и ратными традициями. Великая Сталинградская битва 70- летие победы, которой мы отметили в этом году, дает нам богатейший материал для развития учебно-исследовательской деятельности. Важно современного ученика научить работать с такими бесценными материалами.
Современные тенденции развития и модернизации российского образования ставят на первое место задачи развития личности каждого ученика и его творческой деятельности. Конференции и конкурсы, турниры, исторические краеведческие чтения, олимпиады и круглые столы школьников – лишь некоторые формы их реализации. Для успешной подготовки учеников к выступлению на данных мероприятиях необходимо помочь им овладеть разнообразными методами исследования. Что такое исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность – это такой вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы. Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся, обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика. Исследовательская работа не только формирует мировоззрение, но и способствует развитию у учащихся следующих практических умений и навыков:
- обозначать и формулировать проблему исследования
- выдвигать и обосновывать гипотезу;
- намечать план работы;
- проводить само исследование;
- обрабатывать и анализировать полученные данные;
- писать доклад, реферат, исследовательскую работу;
- публично рассказывать о результатах исследования.
Краеведческая деятельность в нашей школе развивается на трех уровнях познания учащихся, хотя это деление весьма условно. Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий, СМИ, Интернета и т.д. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся. В-третьих, это изучение школьниками исторических, особенностей родного края в ходе углубленного исследования, поиска, представляющего научный интерес.
Кружковцы, стали призерами, дипломантами и победителями районных, областных и всероссийских краеведческих конкурсах, конференциях, викторинах, посвященных, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве. Появились исследовательские работы военной тематики: «Святое место» о Братской могиле; « Жил такой парень», о войне - интернационалисте Викторе Акманцеве; «Дети Войны» воспоминания о периоде оккупацию в годы Великой Отечественной войны. Исследовательская работа «Письма с фронта» (по письмам с фронта своей семье младшего сержанта командира артиллерийского орудия Поникаровского В.И, погибшего при защите нашего посёлка и захороненного в Братской могиле) победила на районных и областных чтениях «Сталинградская битва в истории России». Некоторые работы учащихся размещены на сайте конкурса Мирознай.
Сколько бы ни было написано прекрасных книг о войне, снято кинофильмов, но именно живое общение с людьми, которые пережили суровые годы, оставляет самые глубокие впечатления, самую живую память. Именно такое общение лучше всего воспитывает молодого человека, приобщает его к величию народного подвига.
Сменяются десятилетия, подрастают новые поколения. Мы часто говорим, что молодежь — будущее нашей страны. Экономическое развитие России, ее обороноспособность, авторитет на международной арене зависят от того, что мы вложим в души наших детей. От того, научим ли мы их гордиться своей страной, ее героями, ее историей. От того, научим ли мы их понимать, что патриотизм, любовь к Отечеству — не лозунг, но глубокое чувство, которое должно занимать достойное место в душе человека. Чувство, воспитывающее гражданина, осознающего личную ответственность за свою жизнь, за судьбу родной страны. Это понимание мы должны формировать в ходе развития исследовательских умений и навыков, у подрастающего поколения, чтобы приобщать их к уважению и любви своей истории.
Литература:
- Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. №3.Научно-методический журнал. Из-во «Школьная пресса» 2004 г
- Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе. №3.Научно-методический журнал.№4. Из-во «Школьная пресса» 2004 г
- Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. Москва. «ВАКО»2009 г.
- http://festival.1september.ru/articles/569355/
5. http://www.researcher.ru/noo/teorii/a_3s3vso.html.