Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал “дробный подход” в практике обучения и воспитания школьников.
Система образования предусматривает дробление на учебные предметы. Разложив на “части” мир, мы учителя, начинаем добиваться знаний по одному конкретному предмету, тем самым направляя ребенка в одно определенное русло. Не нужно распылять знания ребенка во все стороны, но и не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Всё зависит от учителя, от его педагогического мастерства, личного обаяния и демократических подходов в обучении.
Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно мы учителя испытываем затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. С точки зрения практики можно констатировать тот факт, что историю невозможно преподавать без определенных географических знаний, а географию - без исторических.
Проблема межпредметных связей в образовании далеко не нова, однако реальная ситуация далека от идеала. Наверное, каждый учитель отмечал в ходе своей педагогической деятельности отсутствие у школьников целостного представления о мире, неопределённость личных позиций, стремление к пассивному созерцанию. В связи с этим обратимся к опыту взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.
Без знания географии на уроках истории невозможно сформировать представление об историческом пространстве, т. к. оно основано на применении различных карт, на сопоставлении географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества. Оценить геополитическое положение разные периоды времени также достаточно непросто без данных карты.
Необходимость целенаправленного формирования у школьников картографических знаний и умений обосновать нетрудно. Знания и умения грамотно пользоваться картой делают её ценнейшим средством познания, важным источником получения информации в ходе самостоятельной работы.
Одной из основных целей сотрудничества учителей истории и географии является усвоение учащимися системы карт, используемых в обоих курсах, приёмов их согласованного применение.
В работе с учащимися с первых занятий, связанных с применением карт, обращается внимание на элементарные правила и приёмы работы с картой, прежде всего со стенной (как правильно стоять у карты при объяснении материала, показывать указкой местоположение изучаемых объектов ¾ точечных и линейных, обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура и т.п.). Грамотное, неукоснительное выполнение подобных правил определяет в большей степени дальнейший успех в овладении картографической культурой в последующем. Учащиеся учатся «читать» карту.
Немаловажным аспектом в формировании картографической культуры имеет знание специфики исторических и географических карт. При сопоставлении карт выделяются сходства (объекты: реки, озёра, города, центры…), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли славянских племён, административные единицы, прерывистыми линиями ¾ торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов дружин киевских князей). Изучение истории периодически наталкивает на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Тем не менее, и по историческим картам могут быть сделаны ценные выводы об отдельных особенностях природных условий и положении изучаемых территорий, причём на основе приёмов из географии. С помощью учителя ученики информацию карты превращают в выводы об экономических возможностях региона (оценивают климатические условия, наличие полезных ископаемых, рельеф). Систематическое применение подобной оценки по картам становится простым и привычным делом для учащихся, особенно если подобный приём практикуется и учителем географии.
В курсе обоих предметов следует акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся умели читать легенду карт (условные обозначения).
В курсе истории, как и географии, учащиеся работают с контурными картами.Несмотря на специфические отличия по содержанию работы, учителя истории и географии обязаны придерживаться единых требований в оформлении контурных карт учащимися, в привитии им соответствующих навыков.
Следует отметить, что осознанная и согласованная работа учителей истории и географии, начиная с начальной школы, обуславливает успех в обеспечении не только правильного применения исторических карт, но и картографических умений в целом.
В результате, постепенное усложнение заданий приведёт к тому, что ученики 10-11 классов смогут читать любую карту, самостоятельно будут использовать карты, планы, картосхемы как источники знаний, что продемонстрируют на лабораторно-практических занятия.
Конечно же, взаимодействие истории и географии не ограничивается только картографией. Перечислю некоторые приёмы практического осуществления связей в рамках обозначенных предметов:
- Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов истории или географии;
- Постановка вопросов, требующих доказательства, что побуждает школьников припоминать содержание материала из географии, обобщать на основе вновь изученного, в результате происходит интеграция знаний и способов учебной деятельности;
- Историко-географические понятийные диктанты;
- Проведение межпредметных школьных конференций, диспутов с докладами и сообщениями учащихся по материалам различных предметов или курсов («Глобальные проблемы человечества», « Урбанизация: положительные и отрицательные последствия»);
- Система записей, заполнение таблиц, способствующих синтезу знаний из разных курсов; и др.
Интеграция ¾ это естественный способ познания себя и окружающего мира, в силу особенностей психофизического развития, в большей степени свойственное старшеклассникам. Интегрирование создаёт целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем шире круг явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подходит к истинному знанию, хотя одновременно с этим увеличивается область непознанного. В результате взаимодействие, взаимопроникновение наук позволяет воспитать у школьников стремление к целенаправленному преодолению трудностей, побуждает к самостоятельной мыслительной деятельности. А для педагогов ¾ это прекрасная возможность выйти на творческий уровень, способ взглянуть на проблему обучения с другой стороны, стремление преодолеть привычные и малоэффективные стереотипы в преподавании.